на главнуюнаписать намкарта сайта
Лицензия Минобрнауки Новосибирской области А №0001961 от 17.02.2012 (рег. №6655)

Новосибирск,
ул. Гоголя, д. 235/1.
Тел/факс: 299-39-74, 279-21-03
онлайн-консультация:
176794054

Электронная библиотека

08.00.05 Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне

Дата публикации: 
2 Окт 2008
Абаев А.Л. Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики региона // Автореферат на соискание ученой степени

На правах рукописи

 

Абаев Алан Лазаревич

Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне

 

 

Автореферат на соискание научной степени

 

 
Организационно-экономический механизм формирования научно-инновационной политики на региональном уровне
 
 
 
Специальность 08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук
 
 
 
 
 
 
Москва – 2008
 
 
 
Работа выполнена на кафедре экономики социальной сферы экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
 
Научный консультант:               доктор экономических наук, профессор
                                                   Казаков Владимир Николаевич
Официальные оппоненты:         доктор экономических наук, профессор
                                                   Дуженков Владимир Иванович,
                                                   доктор экономических наук, профессор      
                                                   Молчанова Ольга Петровна,
                                                   доктор экономических наук, профессор
                                                   Цогоев Виталий Георгиевич
Ведущая организация:               Российская академия государственной 
                                                   службы при Президенте РФ
 
Защита состоится «2» октября 2008 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.17 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2-ой учебный корпус гуманитарных факультетов, экономический факультет, ауд.___.
 
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова (2-ой учебный корпус гуманитарных факультетов).
 
Автореферат разослан «___»________ 2008 года.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                            В.П. Панкратова
I.                    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Создание условий для роста значимости науки и инноваций в экономике, при всей сложности и масштабности данной задачи, является важнейшей целью стратегии развития России и ее регионов. Именно поэтому на современном этапе необходима выработка приоритетов и перспектив развития научно-инновационной политики.
Все более очевидной становится необходимость повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения во всех регионах России. Государство заинтересовано в росте экономической самостоятельности регионов и формировании региональной экономической политики. Одним из существенных факторов экономического развития любого российского региона и повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на данной территории, является формирование и функционирование региональной научно-инновационной политики как важной составной части государственной инновационной политики.
Основой эффективного функционирования региональной научно-инновационной политики является налаженный организационно-экономический механизм ее формирования и развития. Организационно-экономический механизм научно-инновационной политики можно определить как форму осуществления инновационной деятельности на различных уровнях с формированием инфраструктуры, обеспеченной необходимыми ресурсами и рычагами стимулирования и регулирования. Исходя из этого, осуществление государственной научно-инновационной политики представляет собой последовательное создание инновационной инфраструктуры, ее поддержку необходимыми ресурсами и обеспечение преференций для инновационно-активных предприятий и регионов.
Формирование организационно-экономического механизма научно-инновационной политики в России в настоящее время идет по пути сохранения и укрепления научного и инновационного потенциалов, создания основных элементов инновационной инфраструктуры, разработки программ и проектов научно-инновационной политики.
Состояние российской экономики после более чем пятнадцати лет реформ по-прежнему характеризуется продолжающейся институционально-правовой нестабильностью, неэффективностью многих рыночных и государственных преобразований, ростом ВВП, основанном на проедании природных ресурсов. В регионах России не сформированы даже начальные инновационные цепочки, включающие научные, образовательные, внедренческие и производственные звенья, не говоря уже о создании полноценного организационно-экономического механизма научно-инновационной деятельности. Региональные инновационные системы (РИС), призванные быть организационно-экономической формой осуществления инновационной деятельности на уровне региона, пока не получают не только практического, но даже теоретического содержания.  
Вместе с тем многие специалисты однозначно определяют, что рост конкурентоспособности, в том числе региональных экономик, возможен в первую очередь на основе научно-инновационного развития. Без создания соответствующего механизма научно-инновационной политики не будет рыночного эффекта инноваций, а по сути и самих инноваций. Мировой опыт свидетельствует, что только страны, вставшие на путь инновационного развития, являются экономическими лидерами. И большинство экономически развитых стран осуществляют научно-инновационную политику как на государственном, так и на региональном уровнях.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы
В экономической литературе глубоко и многосторонне исследуются проблемы научно-технического прогресса, формирования и использо­вания научного и научно-технического потенциалов, определения со­циально-экономической эффективности нововведений, совершенство­вания организации и управления инновационной деятельностью. Этим проблемам посвящены, в частности, труды признанных российских ученых Абалкина Л.И., Бляхмана Л.С., Валдайцева С.В., Герасименко В.В., Глазьева С.Ю., Гохберга Л.М., Гусакова М.А., Доброва Г.М., Дуженкова В.И., Дунаева Э.П., Жильцова Е.Н., Завлина П.Н., Замятиной М.Ф., Зинова В.Г., Золота­рева B.C., Иващенко Н.П., Казанцева А.К., Краюхина Г.А., Львова Д.С., Миндели Л.Э., Минко И.О., Молчановой О.П., Поршнева А.Г, Пригожина А.И., Пузыни К.Ф., Румянцева А.А., Рыба­кова Ф.Ф., Салтыкова Б.Г., Трифилова А.А., Уколова В.Ф., Фонотова А.Г., Яковца Ю.В и других авторов. Среди зарубежных авторов, получивших наи­большую известность в нашей стране, следует отметить работы Акоффа Р., Андерссона М., Ансоффа И., Друкера П., Карлссона Ч., Лундвалла Б., Мэнсфилда Э., Портера М., Санто Б., Твисса Б., Туоми И., Уотермана Р., Фостера Р., Шумпетера И. и других.
Проблемы формирования научно-инновационной политики в современный период выдвигаются в число приоритетных интересов многих российских ученых. Многоаспектность такого социального феномена, как инновация, привлекает к себе ученых различных областей знания: экономики, социологии, философии, психологии и др. Теоретические и методологические вопросы функционирования отдельных элементов механизма формирования и совершенствования научно-инновационной сферы, а также вопросы развития региональных экономических систем   рассматриваются в трудах Гранберга А.Г., Дагаева А.А., Дынкина А.А., Казакова В.Н., Ковалева Г.Д., Колоколова В.А., Лапина Н.И., Сазонова Б.В., Цогоева В.Г., Шнипера Р.И. и др. Научные разработки этих авторов для данной работы весьма существенны с позиций общеметодологических подходов к рассматриваемым проблемам.
В то же время по-прежнему существует значительный разрыв между теорией и практикой инновационной деятельности. Очевидно, что управление инновационной сферой, особенно на региональном и муниципальном уровнях, уже не удовлетворяет современным требованиям. Невос­приимчивость к новшествам, отрыв от мировых тенденций научно-тех­нического развития привели к социально-экономическому и структур­но-технологическому отставанию. В нашей стране в особо сложном поло­жении оказались регионы, не имеющие преимуществ в виде природных ресурсов.
До сих пор не выработаны основы организационно-экономического механизма научно-инновационной политики, нет адекватного ответа федеральных и региональных государственных органов на вызовы современной экономики, требующей повышения эффективности инновационного развития.
Цель диссертационного исследования – разработка теоретико-методологических основ и практических рекомендаций по формированию и функционированию организационно-экономического механизма региональной научно-инновационной политики.
Указанная цель предполагает выбор и необходимость решения следующих исследовательских задач:
1. Предложить авторское определение понятия «научно-инновационная политика» и уточнить термины: «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики на региональном уровне.
2. Сформулировать методологические основы формирования научно-инновационного потенциала региона и основных элементов инфраструктуры научно-инновационной политики.
3.                Провести аналитическую оценку конкурентных преимуществ и недостатков научно-инновационной сферы региона (на примере Республики Северная Осетия – Алания).
4.                Выявить основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в научно-инновационной сфере и рассмотреть первоочередные направления его поддержки.
5.                Определить направления модернизации государственной поддержки и стимулирования научно-инновационной политики в регионах.
6. Предложить методические подходы к реализации региональных программ и проектов научно-инновационной политики.
7. Рекомендовать основные направления совершенствования механизма формирования и реализации научно-инновационной политики региона.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие по поводу реализации организационно-экономического механизма региональной научно-инновационной политики.
Объект исследования – научная и инновационная деятельность региональных научно-инновационных комплексов, соответствующих государственных органов, инновационно-активных предприятий, организаций инновационной инфраструктуры с целью повышения эффективности их функционирования.
Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, обеспечивающий комплексный и объективный характер изучения и системный подход к рассмотрению процессов и явлений; методы абстрактно-логического, сравнительно-аналитического, статистического и экономико-математического анализа.
Информационная база исследования включает в себя законодательные и нормативно-правовые акты, другие документы органов государственной власти Российской Федерации и ее регионов, международные правовые акты. Использованы также статистические материалы развития экономики и научно-инновационной сферы РФ и ее субъектов, публикации в научных изданиях и периодической печати, Интернет – источники, а также результаты исследований инновационной деятельности научно-инновационных комплексов регионов РФ, инновационно-активных предприятий и организаций. В работе использованы результаты исследований, в которых автор принимал участие в период с 2001 по 2008 год.
Научная новизна проведенного исследования в соответствии с поставленной целью и определенными задачами заключается в следующем:
1. Предложено авторское определение понятия «научно-инновационная политика», которая определена как стратегия развития научно-инновационной сферы, представляющая собой комплекс мер и механизмов различной направленности, формирующих государственные и рыночные условия ее эффективности и интегрирующих разработку, производство и внедрение инноваций в единый инновационный процесс. В работе уточнены термины: «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» применительно к современному этапу формирования основ организационно-экономического механизма научно-инновационной политики России.

 

 

Вложение Размер
abaevalanlazarevich.doc 323.5 КБ

© 2010 МИСБФМ
веб дизайн студия AZ Solutions:
разработка сайтов, продвижение сайтов

Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1
Телефон: 299-39-74, 279-21-03

Реквизиты, схема проезда, написать письмо 176794054 - онлайн-консультация