на главнуюнаписать намкарта сайта
Лицензия Минобрнауки Новосибирской области А №0001961 от 17.02.2012 (рег. №6655)

Новосибирск,
ул. Гоголя, д. 235/1.
Тел/факс: 299-39-74, 279-21-03
онлайн-консультация:
176794054

Электронная библиотека

О необходимости применения международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров в целях повышения престижа и развития бухгалтерской профессии

В статье раскрывается содержание Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров, принятых и опубликованных Международной федерацией бухгалтеров (IFАС), и обосновывается необходимость их применения в профессиональном образовании бухгалтеров в России.

 

 Фадейкина Н.В. 

д-р экон. наук, профессор, ректор САФБД

 


В статье раскрывается содержание Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров, принятых и опубликованных Международной федерацией бухгалтеров (IFАС), и обосновывается необходимость их применения в профессиональном образовании бухгалтеров в России.

Ключевые слова:Международные стандарты образования, Международная федерация бухгалтеров, бухгалтерская профессия, аудит.
 


 

С 1 января 2005 г. вступили в силу Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров (далее - МСО), разработанные Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и рекомендованные всем организациям - членам МФБ (IFAC), в том числе и Институту профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБ) России.

МСО сегодня для международного профессионального сообщества являются фундаментом профессионального образования и обеспечения качества бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, способствующим развитию и повышению престижа бухгалтерской профессии.

Объединяя представителей бухгалтерской профессии мирового сообщества, в сотрудничестве со своими 157 действительными и ассоциированными членами в 123 странах МФБ защищает общественные интересы, содействуя внедрению высоких стандартов в деятельность бухгалтеров и аудиторов. Действительные и ассоциированные члены МФБ - главным образом профессиональные национальные организации в области бухгалтерского учета и аудита- представляют 2,5 миллиона аудиторов и бухгалтеров, занятых в государственном секторе, промышленности и торговле, академических и других организациях [1].

В 2001 г. действительным членом МФБ стал ИПБ России, который объединяет более 100 тысяч профессиональных бухгалтеров и аудиторов страны.

Миссия МФБ (IFAC)- служить общественным интересам и с этой целью продолжать укреплять бухгалтерскую профессию, содействовать укреплению экономики разных стран, разрабатывая и способствуя распространению принципа соблюдения высококачественных профессиональных стандартов и дальнейшему сближению этих стандартов в международном масштабе.

Через свои независимые структуры, устанавливающие стандарты1. МФБ разрабатывает международные стандарты по финансовой отчетности, этике, аудиту и заданиям по подтверждению достоверности информации, образованию, а также стандарты финансовой отчетности в государственном (общественном) секторе.

МФБ была учреждена в 1977 г.. в ноябре 2006 г. ею приняты новый Устав и Конституция, в которых подробности изложены обязанности Совета, Правления и комитетов МФБ.

Совет является высшим руководящим органом, в его состав входят по одному представителю от каждого члена МФБ. Совет отвечает за решение уставных и стратегических вопросов, а также выбирает Правление МФБ.

Правление состоит из Президента и 21 физического лица, которые представляют 18 стран мира. Эти представители избираются на трехлетний срок и отвечают за разработку политики и руководство деятельностью МФБ. внедрение различных программ и работу комиссий2 и комитетов МФБ.

Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (IAASB) разрабатывает стандарты высокого качества в области аудита, обзорных проверок и других заданий по подтверждению достоверности информации, контролю качества и сопутствующих услуг; проводит политику по гармонизации национальных и международных стандартов.

Эти усилия способствуют повышению качества, достижению унификации практики предоставления аудиторских (и сопутствующих им) услуг во всем мире и укреплению доверия общества к публикуемой финансовой отчетности. Контроль за деятельностью IAASB осуществляет Комитет по надзору за общественными интересами.

Комитет по международным стандартам финансового учета и отчетности в государственном секторе (IPSASB) занимается вопросами разработки стандартов финансового учета и отчетности (МСФООС) в национальных, региональных и местных органах власти и связанных с ними правительственных ведомствах. Комитет разрабатывает и распространяет примерные инструкции, а также способствует обмену информацией между бухгалтерами и теми лицами, которые работают в государственном секторе или зависят от работы государственного сектора3.

Комитет по международным этическим стандартам для бухгалтеров (IESBA) разрабатывает стандарты этики и методические рекомендации для профессиональных бухгалтеров (ПБ). Комитет способствует тому, чтобы организации - члены МФБ (в том числе ИПБ России) устанавливали высокие этические стандарты для своих членов и внедряли лучшие практики по применению этических норм в международном масштабе. IESBA также содействует развертыванию международных дискуссий по вопросам этики, актуальным для представителей бухгалтерской профессии. Руководит работой IESBA Комитет по надзору за общественными интересами.

Комитет по международным стандартам образования для профессиональных бухгалтеров (IAESB) разрабатывает международные стандарты образования для ПБ (МСО). методические рекомендации по их использованию и совершенствованию и другие документы, способствующие повышению качества бухгалтерского образования. Работа сосредоточена на двух основных направлениях

- определение основных элементов обучения, проверки профессиональных знаний и аккредитации (в том числе профессиональных организаций, уполномоченных осуществлять подготовку и повышение квалификации ПБ);:

- определение содержания и объема курсов повышения квалификации для представителей бухгалтерской профессии.

Таким образом, именно IAESB (далее- Комитет по образованию) разрабатывает и в установленном порядке утверждает МСО, которые представляют собой стандарты (правила) общепринятой надлежащей практики в образовании и развитии профессиональных бухгалтеров.

МСО содержат критерии, которым должны соответствовать организации-члены МФБ при подготовке и постоянном развитии (повышении квалификации) профессиональных бухгалтеров.

Кроме МСО Комитет по образованию разрабатывает и публикует:

- Международные инструкции по образованию для профессиональных бухгалтеров (МИО);

- Международные доклады по образованию для профессиональных бухгалтеров (МДО).

К сожалению, официальный перевод МСО на русский язык для России не был сделан, поэтому представители российского профессионального сообщества пользуются переводом Украинской ассоциации сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, осуществленным при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) по Проекту реформы бухгалтерского учета в Украине4.

МСО включают следующие стандарты образования.

IES (МСО) 1 - Начальные требования к программе профессионального бухгалтерского образования.

IES (МСО) 2 - Содержание программ профессионального образования бухгалтеров.
IES (МСО) 3- Профессиональные навыки.
IES (МСО) 4 - Профессиональные ценности, этика и отношения.
IES (МСО) 5 -Требования по практическому опыту.
IES (МСО) 6 - Оценка профессиональных возможностей и компетентности.
IES (МСО) 7 - Постоянное профессиональное развитие.
IES (МСО) 8 - Требования к компетентности специалистов по аудиту.

Стандарты содержат наиболее существенные элементы образования для получения статуса ПБ. а также постоянные требования для поддержания его компетентности. Практически все члены МФБ начали переходить к этим стандартам с 1 января 2005 г.

IES (МСО) 1 устанавливает вступительные требования программы организации - члена МФБ -по образованию и практическому опыту для профессиональных бухгалтеров. Кроме того, в стандарте содержатся комментарии относительно оценки квалификации вступительного уровня.

Цель стандарта - обеспечить такой уровень образования обучающихся, желающих стать ПБ, который предоставит им реальную возможность достичь успеха в обучении, сдаче квалификационных экзаменов и приобретении практического опыта. Для выполнения этого требования организации - члены МФБ - могут обязывать кандидатов проходить вступительное квалификационное тестирование.
Для желающего начать обучение по программе профессионального образования бухгалтеров (ППОБ), которая ведет к членству в организации - члене МФБ, вступительные требования должны быть как минимум эквивалентны вступительным требованиям признанной программы получения степени в вузе или приравненной к ней программы.
Начинающий обучение по ППОБ должен иметь соответствующий уровень предыдущего образования и подготовки для того, чтобы обеспечить необходимую базу для получения профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также понимания профессиональных ценностей, этики и отношений, без которых нельзя стать профессиональным бухгалтером.
Вступительный уровень ППОБ может быть разным. Часто претенденты на получение квалификации ПБ начинают обучение после достижения базовой степени высшего образования, иногда - в рамках базовой степени высшего образования после получения среднего профессионального образования или после определенного уровня высшего образования до получения базовой степени.
Независимо от выбранного пути вступительные требования должны согласовываться с общей ППОБ, которую разрабатывает профессиональная организация. Важно, чтобы кандидаты, независимо от уровня, с которого они начинают (после среднего образования, до получения степени или после получения степени высшего образования), достигали надлежащего уровня профессиональной компетентности на момент получения квалификации. Для достижения успеха кандидата в обучении по ППОБ вступительный уровень должен быть достаточно высоким.
IES (MCO) 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров» определяет объем знаний, который охватывает ППОБ и которым должны овладеть кандидаты на получение квалификации ПБ.
Цель стандарта - обеспечить получение кандидатами в члены организации, которая входит в состав МФБ,
достаточного объема углубленных профессиональных знаний по бухгалтерскому учету, что позволит им работать в качестве компетентных ПБ во все более усложняющихся и изменяющихся условиях. Поддержание компетентности на должном уровне обеспечивается IES (MCO) 7 «Постоянное профессиональное развитие». Основную часть знаний, предлагаемых ППОБ. составляют три базовых компонента:
- бухгалтерский учет, финансы и смежные знания;
- знания в области экономики организаций;
- знание информационных технологий. Требования в части профессиональных навыков
и содержания общего образования, профессиональных ценностей, этики и отношений, а также требования к опыту работы изложены в IES (MCO) 3 «Профессиональные навыки». IES (MCO) 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения» и IES (MCO) 5 «Требования по практическому опыту».
Содержание ППОБ должно отвечать следующим требованиям.
1. Обучение ПБ должно быть частью программы доквалификационной подготовки. Оно должно быть достаточно продолжительным и интенсивным, чтобы кандидаты могли усвоить профессиональные знания, необходимые для достижения профессиональной компетентности.
2. Такому компонентудоквалификационного образования как знания в сфере профессионального бухгалтерского учета следует посвящать не менее двух лет стационарного обучения на протяжении полного рабочего дня (или эквивалент этого времени для вечерней формы обучения на протяжении неполного рабочего дня).
3. Для овладения этими знаниями обучающиеся должны получить степень по бухгалтерскому учету (к примеру, степень бакалавра по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») или профессиональную квалификацию (например, когда студент на последнем курсе сдает экзамен (проходит аттестацию) на получение статуса «молодой бухгалтер»}.
4. Профессиональные знания дополняют непрофессиональные знания, а также умственные, личные, межличностные, коммуникативные, организационные и управленческие навыки, которые развиваются в процессе получения общего образования.
5. Знания по профессиональному бухгалтерскому учету являются лишь частью программы доквалификационной подготовки. Эти знания можно усваивать в академических условиях или иным образом. Отдельные учебные программы для получения степени в дополнение к обязательным двум годам общего профессионального образования (ПО) могут предусматривать еще как минимум два года углубленного изучения бухгалтерского учета. Более специализированные учебные программы в рамках получения степени по бухгалтерскому учету могут быть рассчитаны на три года и включать общие предметы. Сочетание общих предметов, бухгалтерских дисциплин и практического опыта может варьировать, если при этом обеспечивается достижение эквивалентных сфер компетентности.
6. Знания по бухгалтерскому учету, финансам и смежным дисциплинам служат фундаментальной основой для успешной карьеры ПБ. Сочетание тем зависит от сектора экономики и региона (страны), в котором работают обучающиеся. Учебный план по бухгалтерскому учету будет меняться в соответствии с потребностями рынка. В план заносятся новые предметы, меняется перечень предметов, которым уделяется относительно больше внимания. Организации - члены МФБ - могут добавить определенные предметы или изменить объем времени на их изучение с учетом специфики условий
деятельности.
7. Знания в области экономики организаций обеспечивают ПБ понимание условий деятельности коммерческих, государственных и некоммерческих организаций.
8. Информационные технологии изменили роль ПБ - он не только использует информационные системы и на практике применяет навыки работы со средствами контроля в информационных системах, но и играет важную роль в составе группы, которая оценивает, разрабатывает и управляет такими системами.
9. Значение предметов в разных программах может варьировать. Порядок, в котором указаны три компонента знаний, не устанавливает их приоритетность и порядок преподавания. Определить относительное значение предметов можно с помощью исследования необходимой компетентности.
10. Предметы, перечень которых приводится ниже, составляют минимум предметов в ППОБ. Глубина их изучения и степень охвата материала зависят от потребностей отдельных организаций - членов МФБ -и ограничений, установленных для них соответствующим государственным органом.
11. Компонент по бухгалтерскому учету, финансам и смежным знаниям должен включать следующие предметы:
- финансовый учет и отчетность;
- управленческий учет и контроль;
- налогообложение: -торговое и коммерческое право;
- аудит и услуги по предоставлению уверенности;
- финансы и финансовый менеджмент:
- профессиональные ценности и этика.
Данный компонент обеспечивает овладение необходимыми теоретическими, специальными знаниями по бухгалтерскому учету и интеллектуальными навыками.
в том числе понимание профессиональных ценностей и этики. Эту часть следует преподавать как минимум на уровне получения базовой степени профессионального образования. В составдаиного компонента входят:
- история бухгалтерской профессии и бухгалтерской мысли;
-содержание, понятия, структура и значение отчетности для организационной деятельности в целях использования как внутри организации, так и вне ее. в том числе для удовлетворения информационных потребностей лиц, которые принимают финансовые решения, и решающей оценки роли бухгалтерской информации в удовлетворении этих потребностей;
- национальные и международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудита:
- регулирование бухгалтерского учета;
- управленческий учет, в том числе планирование и составление бюджета, управление затратами, контроль качества, оценка результатов деятельности по установленным критериям;
- понятие, методы и процессы контроля, которые обеспечиваютточность и целостность финансовых данных и сохранность активов организации:
- налогообложение и его влияние на финансовые и управленческие решения;
- знание законодательной базы бизнеса, включая законодательство о ценных бумагах и компаниях, которое касается роли бухгалтерской профессии в конкретной стране;
- характер аудиторских и других услуг по проверке достоверности информации (в том числе оценка рисков и выявление случаев мошенничества), а также интеллектуальные и процедурные основы для их предоставления;
- знание финансов и финансового менеджмента, в том числе анализ финансовой отчетности, финансовых инструментов, рынков капитала (как внутренних, так и международных) и управление ресурсами;
- этические и профессиональные обязанности профессионального бухгалтера в отношении коллег и широкой общественности (см. IES (МСО) 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»);
- вопросы бухгалтерского учета в государственных и некоммерческих организациях;
- использование нефинансовых показателей деятельности организаций.
12. Компонент знаний по экономике организаций должен включать следующие предметные области:
- экономика (знание макро- и микроэкономики);
-деловая среда ифинансовые рынки (знание деловых и финансовых рынков и способов их функционирования);
-корпоративное управление и деловая этика (понимание корпоративного управления и деловой этики);
-количественные методы и статистика (применение количественных методов и статистической информации для решения деловых проблем):
- принятие управленческих и стратегических решений;
- международный бизнес и глобализация и др. (см. Teкст lES (MCO)2).
Обучение по вопросам экономики организаций предоставляет будущим ПБ возможность получения знания о среде, в которой функционируют работодатели и клиенты. Также оно обеспечивает условия для применения всех профессиональных навыков, приобретенных на протяжении доквалификационной подготовки.
13. Компонент информационных технологий должен включать следующие предметы и сферы компетентности:
- общие знания в области
информационных технологий;
- знание средств контроля в информационных системах;
- сферы компетентности по вопросам контроля в информационных системах;
- сферы компетентности как пользователя информационных технологий;
- одну или несколько сфер компетентности и ролей (менеджер, эксперт, разработчик информационных систем).

 

Усвоение знаний по информационным технологиям может происходить разными способами - в форме отдельных курсов, или как один из предметов компонента по экономике организаций, или в составе компонента по бухгалтерскому учету и смежным знаниям. Соответствующую компетентность можно приобрести в процессе получения опыта работы параллельно с изучением информационных технологий. Что касается официального образования по информационным технологиям, то для обеспечения большего разнообразия преподавания предмета и оказания помощи обучающимся в овладении практическими навыками можно применять такие методы как изучение ситуационных примеров, взаимодействие с опытными профессионалами или другие аналогичные методы в сочетании с необходимым опытом работы.
IES (МСО) 3 «Профессиональные навыки» определяет комплекс навыков, необходимых кандидату для получения квалификации ПБ. Задача стандарта состоит частично в том. чтобы показать, как общее и ПО. полученное разными способами и в разных обстоятельствах, может положительно повлиять на развитие таких навыков.
Цель стандарта - обеспечить овладение кандидатами в члены организации, которая входит в состав МФБ. соответствующим комплексом навыков для работы в качестве ПБ. Это позволит им быть компетентными специалистами на протяжении карьеры во все более усложняющейся среде.
Навыки, необходимые ПБ, можно разделить на пять категорий:
1-я категория - интеллектуальные навыки. Они позволяют ПБ решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложной организационной ситуации. Интеллектуальные навыки часто являются результатом разностороннего общего и ПО. Среди обязательных интеллектуальных навыков выделяют:
- способность найти, получить, организовать и систематизировать информацию из устных, печатных и электронных источников:
-способность к исследованию, изучению, логическому и аналитическому мышлению, убеждению и критическому анализу;
- способность определять и решать неструктурированные проблемы.
2-я категория - специальные и функциональные навыки. Они состоят из общих и специальных бухгалтерских навыков. Среди них:
- способность к количественному мышлению (прикладная математика и статистика) и основательное знание информационных технологий:
-моделирование принятия решений и анализ рисков;
- измерение;
- составление отчетности;
- соблюдение требований законодательных и нормативных актов.
3-я категория - личностные навыки. Они связаны с поведением ПБ. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личностном совершенствовании. Среди них:
-умение владеть собой;
- инициатива, влияние и самообучение;
- способность выбирать и устанавливать приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и организовывать работу таким образом, чтобы выполнять ее в сжатые сроки;
-  способность предусматривать изменения и приспосабливаться к ним;
- учет профессиональных ценностей, этики и отношений в процессе принятия решений:
- профессиональный скептицизм.
4-я категория - межличностные и коммуникативные навыки (МиКН). Они предоставляют возможность ПБ работать с другими людьми для общего блага организации, получать и передавать информацию, формировать обоснованные выводы и эффективно принимать решения. Наличие МиКН предопределяет способность:
- работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, выдерживать и разрешать конфликт;
- работать в команде;
- взаимодействовать с людьми, имеющими другой уровень культуры и интеллекта;
-  находить приемлемые пути решения проблем и
приходить к соглашению в профессиональных ситуациях;
-эффективно работать с представителями разных культур;
- эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды при официальном, неофициальном, письменном и устном общении:
- уметь слушать и адекватно реагировать на полученную информацию.
5-я категория - организационные и управленческие навыки. Они включают:
- стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
- способность организовывать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей:
- лидерство;
- профессиональную оценку.
Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы ПБ для подтверждения своей компетентности. Среди таких способностей - знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения. Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может меняться в зависимости от среды. Важно обеспечить объединение в программах профессионального образования бухгалтеров развитие знаний, навыков, профессиональных ценностей, этики и отношений.
Способы получения этих навыков различны (в зависимости от стандартов общего и ПО) в разных организациях - членах МФБ. Метод внедрения стандарта зависит от культурной среды, в которой функционирует профессиональная организация, отвечающая за подготовку и повышение квалификации ПБ. а также от модели, инфраструктуры и содержания образования в стране.
IES (МСО) 4 определяет профессиональные ценности, этику и отношения, которыми должны овладеть бухгалтеры в процессе обучения для получения соответствующей квалификации.
ППОБ должна дать потенциальным профессиональным бухгалтерам концептуальную основу профессиональных ценностей, этики и отношений, чтобы они имели возможность профессионально оценивать ситуацию и действовать этично в интересах общества и профессии.
Освещение ценностей и профессиональных отношений в ППОБ должно обеспечить стремление к:
- защите интересов общественности и пониманию социальной ответственности;
-  постоянному совершенствованию и обучению на протяжении всей жизни;
-самовоспитанию в русле надежности, ответственности и уважения к людям;
-соблюдению законодательных и нормативных актов.
Все ППОБ должны включать по крайней мере следующие понятия и темы:
- сущность этики ПБ:
- различие между детальным, основанным на правилах, и концептуальным подходами к этике, их преимущества и недостатки;
-  соблюдение таких фундаментальных этических принципов как честность, объективность, профессиональная компетентность и внимательность, а также сохранение конфиденциальности информации;
- профессиональное поведение и соблюдение специальных стандартов:
-понятия независимости, скептицизма, подотчетности и ожиданий общественности;
-этика и профессия: социальная ответственность:
-этика и закон (включая связь между законами.
нормативными актами и интересами общественности);
- следствия неэтичного поведения для отдельного лица, профессии и общества в целом;
- этика в бизнесе и надлежащее управление;
- этика и деятельность отдельного ПБ (информирование о нарушении, конфликте интересов, этические дилеммы и их решение).
IES (МСО) 5 устанавливает требования к практическому опыту. Цель стандарта - обеспечить получение кандидатами в члены профессиональной организации практического опыта, который считается приемлемым на момент присвоения квалификации компетентного ПБ.
Основные требования к практическому опыту:
- период получения практического опыта выполнения обязанностей ПБ может быть частью программы до-квалификационной подготовки. Этот период должен быть достаточно продолжительным и интенсивным для того, чтобы кандидаты имели возможность продемонстрировать свои профессиональные знания, навыки, ценности, этику и отношения, необходимые для компетентного выполнения профессиональных обязанностей и постоянного служебного роста на протяжении своей карьеры;
-необходимо иметь как минимум три года практического опыта. Обучение в магистратуре по программе, связанной с бухгалтерским учетом, аспирантуре по соответствующей специальности, предусматривающее обширную бухгалтерскую практику, может учитываться как часть обязательного практического опыта.
Общая цель состоит в том, чтобы с помощью надлежащего комплекса общего, ПО и практического опыта готовить компетентных ПБ. Конкретное соотношение образования и опыта может быть разным. Недостаточно просто провести на работе время, отвечающее требованиям к практическому опыту, - практиканты должны демонстрировать сферы компетентности, которыми они овладели.
Практиканты должны получить практический опыт на должностях, определенных профессиональной организацией, в которую они вступают. Практический опыт
можно получить после завершения учебной программы или параллельно с ее прохождением. Практический опыт работы создает для практиканта профессиональная среда, в которой он приобретает компетентность.
IES (МСО) б устанавливает требования по окончательной оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата перед признанием его квалификационного уровня. В стандарте рассматривается оценка профессиональных способностей {профессиональных знаний, профессиональных привычек, а также профессиональных ценностей, этики и отношений), приобретенных в рамках программ профессионального образования (см. также IES (МСО) 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров», lES(MCO) 3 «Профессиональныенавыки» и IES (МСО) 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения»).
В Концептуальной основе международных положений по образованию5 профессиональные знания, профессиональные навыки и профессиональные ценности, этика и отношения трактуются как способности.
Способности - это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции. Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.
Компетентность - это способность выполнять профессиональные обязанности в соответствующей определенному стандарту реальной рабочей обстановке. Определение компетентности предполагает оценку действий, которые выполняет человек, демонстрируя, что он может работать по указанным стандартам. Когда человек успешно справляется с решением задач по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (то есть человек признается компетентным).
Сущность ключевых понятий «способности» и «компетентность» и их виды проиллюстрированы в таблице.
 
 
В структуре МФБ - Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации, Комитет по международным этическим стандартам для бухгалтеров, Комитет по международным стандартам образования для профессиональных бухгалтеров, Комитет по международным стандартам финансового учета и отчетности в государственном секторе.
 
В составе МФБ функционируют комиссии по аудиту, выдвижению кандидатур, планированию и финансам и др.
15 февраля 2008 г. IPSASB утвердил новые стандарты. которые объединяют 26 правил (стандартов), МСФООС, и разместил руководство по их применению на сайте IFAC.
Перевод выполнен в соответствии с Положением о переводе стандартов и инструкций, выпущенных МФБ. Текст перевода размещен на сайте http://www.uacaa.org.ua/rus/ifac/.


 
 

 

Сущность и виды профессиональных способностей и компетентности

СПОСОБНОСТИ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Ключевые понятия

Свойства

Действия

Потенциал

Факт

Овладение

Демонстрация

Может выражаться как результат обучения

Может выражаться как результат выполнения

Виды профессиональных способностей:

- профессиональные знания;

-  профессиональные навыки {интеллектуальные, специаль­ные, неспециальные, организационные, личностные  межлич­ностные);

- профессиональные ценности, этика и отношения (например, этические  ценности, профессиональное поведение,   привер­женность высоким специальным стандартам, скептическое от­ношение,  стремление к постоянному совершенствованию и обучению на протяжении всей жизни, признание ценности инте­ресов общественности и социальной ответственности)

Виды компетентности:

- включая диапазон результатов деятельности, которые отно­сятся к стандартам   практики (например,  функциональным, управленческим и межличностным);

- включая диапазон результатов деятельности, которые каса­ются стандартов поведения (например, этического и профес­сионального поведения, проявления целесообразного скепти­цизма, эффективности профессионального развития)


 Профессиональные способности и компетентность кандидатов необходимо оценивать перед присвоением им квалификации профессионального бухгалтера. Организации - члены МФБ - должны отвечать за обеспечение надлежащего качества окончательной оценки профессиональных способностей и компетентности, которая должна быть достоверной и обоснованной, причем, при проведении оценки значительная часть ответов кандидатов должна быть представлена в письменном виде.
 


IES (МСО) 7 «Постоянное профессиональное развитие: программа обучения на протяжении всей жизни и постоянное развитие профессиональной компетентности» требует, чтобы организации - члены МФБ:

- содействовали возникновению у ПБ стремления к постоянному обучению;

- помогали своим членам использовать возможности и ресурсы постоянного профессионального развития (повышения квалификации);

-устанавливали для своих членов критерии развития и поддерживали профессиональную компетентность на уровне, необходимом для защиты интересов общества;

-контролировали и обеспечивали соблюдение требований постоянного развития (повышения квалификации) и поддержания профессиональной компетентности бухгалтеров на определенном уровне.

Стандарт основан на принципе, согласно которому ПБ должен отвечать за развитие и поддержание уровня своей профессиональной компетентности, необходимого для оказания услуг высокого уровня клиентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам.

Согласно данному стандарту, организации- члены МФБ должны вводить требования относительно постоянного повышения квалификации, то есть непрерывного профессионального развития, в качестве обязательного условия продолжения членства в профессиональном сообществе. Такое требование способствует достижению целей профессии, то есть оказанию профессиональных услуг для удовлетворения потребностей общества (включая клиентов и работодателей).

Организации - члены МФБ должны обязывать всех ПБ повышать и поддерживать на определенном уровне компетентность, соответствующую и необходимую для выполнения их профессиональных обязанностей. Ответственность за повышение и поддержание уровня своей компетентности несет, в первую очередь, сам ПБ.

Требование постоянного профессионального развития касается каждого ПБ, независимо от сферы деятельности и размера организации, в которой он работает, так как:

- все ПБ обязаны уделять надлежащее внимание клиентам, работодателям, другим заинтересованным лицам и делать это компетентно;

- ПБ во всех сферах занимают важные должности, поскольку работают с финансовой отчетностью, и обязаны нести ответственность перед общественностью и поддерживать ее доверие;

- общественность, вероятно, будет доверять выводам ПБ, полагаясь на его профессиональную репутацию. Некомпетентность или неэтичное поведение имеет одинаковые следствия для репутации и престижа профессии независимо от сектора национальной экономики или роли, которую выполняют бухгалтеры;

- на все секторы влияют быстрые изменения условий деятельности и, вследствие этого, возникает необходимость адаптировать стратегические или тактические бизнес-планы организаций, руководители которых полагаются на профессиональную компетентность ПБ;

- принимая на работу ПБ, работодатели в любом секторе полагаются на профессиональное звание как доказательство профессиональной компетентности.

Требование постоянного профессионального развития ориентировано на повышение компетентности ПБ, поэтому мероприятия в рамках профессионального развития должны повышать уровень профессиональных знаний, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, этики и отношений ПБ, уместных для его текущей, будущей работы и исполнения профессиональных обязанностей.

Для выполнения требований о постоянном профессиональном развитии, установленных организацией -членом МФБ, ПБ должны оценивать учебные мероприятия или их результаты. Учебное мероприятие можно измерять с точки зрения затраченных усилий и времени, можно использовать другой возможный метод измерения, который оценивает достигнутую в ходе учебного мероприятия компетентность.

Определенная часть учебных мероприятий, в которых участвует ПБ, должна подвергаться проверке. Это означает, что прохождение обучения в рамках профессионального развития может быть проверено компетентным органом. Некоторые учебные мероприятия можно оценить (измерить), но не проверить. ПБ должны сохранять соответствующие записи и документы о повышении квалификации и по просьбе организации -члена МФБ представлять достаточные доказательства соблюдения требований организации - члена МФБ.

Организации - члены МФБ должны установить систематический контроль за выполнением требований по профессиональному развитию и в случае невыполнения этого требования, включая непредоставление отчета или недостижение повышения или поддержания компетентности на определенном уровне, обеспечить применение надлежащих санкций.

IE$ (MCO) 8 «Требования к компетентности специалистов по аудиту» содержит общие положения (введение, цель стандарта, определения терминов и т.д.) и требования к компетентности специалистов по аудиту (стандартные и специальные применительно к аудиту, осуществляемому в особых условиях и отраслях).

Организациям - членам МФБ следует разработать положения и процедуры, позволяющие заинтересованным лицам выполнить требования данного стандарта перед тем, как взять на себя роль специалиста по аудиту. Развитием и оценкой требуемой компетентности занимаются организации -члены МФБ, аудиторские фирмы, регулирующие органы и иные третьи стороны.

Необходимость данного стандарта для специалистов по аудиту возникла не только потому, что для компетентного выполнения своих обязанностей в этой области требуются специальные знания и навыки, но и в связи с уровнем доверия общественности и иных третьих лиц к аудиту исторической финансовой информации. Стандарт разработан на основе платформы для всех ПБ, определенной стандартами IES (МСО) 1-7.

Цель стандарта - обеспечить поддержание на определенном уровне и развитие у ПБ конкретных способностей, необходимых для работы в качестве компетентных специалистов по аудиту.

В стандарте определяются минимальные требования к компетентности, которые организации - члены МФБ, как ожидается, предъявят к своим членам до выполнения ими роли специалиста по аудиту.

Стандарт определяет минимальный уровень профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных и этических ценностей, которыми должны обладать специалисты по аудиту.

В стандарте указано, что аудит исторической финансовой информации-это одна из областей, в которой могут специализироваться ПБ. Чтобы компетентно выполнять обязанности в этой узко специальной сфере, уровень образования и подготовки ПБ по аудиту и смежным областям должен быть выше, чем требуется от других ПБ.

Задания по аудиту различаются по сложности и объему, а также по требованиям к опыту и компетентности участвующих в нем сотрудников. В состав аудиторской группы могут входить специалисты по аудиту, квалифицированные ПБ и лица, получающие квалификацию ПБ. Партнер-руководитель (руководитель задания) должен обеспечить, чтобы работа всех лиц, привлеченных к выполнению аудиторского задания, должным образом проверялась другими членами группы для получения разумной уверенности в том, что эта работа соответствует надлежащим стандартам качества.

Для овладения компетентностью, которая требуется от специалистов по аудиту, необходимо соответствующее обучение и постоянное профессиональное развитие, включая, например:

-углубленное профессиональное образование, получаемое в учебных заведениях или в рамках программ профессиональных организаций;

- программы тренинга на рабочем месте и получения опыта (стажировки);

- тренинг вне работы;

-специальные курсы и отдельные мероприятия. Основные требования к компетентности специалистов по аудиту:

- наличие квалификации ПБ, а также университетской степени или аналогичного высшего образования;

- овладение соответствующими интеллектуальными и личными навыками.

Специалист по аудиту (ПБ) должен пройти обучение по следующим тематическим областям:

- аудит исторической финансовой информации на углубленном уровне;

-финансовый учет и отчетность на углубленном уровне;

- информационная технология на углубленном уровне.

Требуемые навыки, предусмотренные в программе обучения для специалистов по аудиту, должны включать:

- применение следующих профессиональных навыков в аудиторской среде:

• выявлять и решать проблемы;

♦ проводить соответствующее техническое исследование (как минимум в области применяемой техники бухгалтерского и управленческого учета);

• работать в составе групп в ходе проведения консультаций;

• собирать и анализировать доказательства;

• представлять, обсуждать и, в случае необходимости, эффективно отстаивать свою точку зрения при официальном, неофициальном, письменном и устном общении;

- развитие высокого уровня профессиональных навыков в аудиторской среде:

• применять соответствующие аудиторские стандарты и инструкции;

• оценивать применение соответствующих стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

• демонстрировать способность к исследованию, абстрактному логическому мышлению и критическому анализу;

• демонстрировать профессиональный скептицизм;

• применять профессиональное суждение;

• выдерживать и регулировать конфликты. Перед тем, как взять на себя роль специалиста по

аудиту, следует овладеть умением применять требуемые профессиональные ценности, этические нормы и отношения в аудиторской среде, а также приобрести определенный практический опыт. Опыт этот должен быть достаточно продолжительным и интенсивным, чтобы ПБ - специалисты по аудиту - овладели необходимыми профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, этикой и отношениями. Значительная часть срока практического опыта должна быть посвящена аудиту исторической 

финансовой информации.

Требуемый аудиторский опыт следует приобретать путем стажировки в организации, которая может обеспечить его получение под руководством партнера - руководителя задания.

Прежде чем доверить ПБ выполнение роли специалиста по аудиту, следует оценить его профессиональные способности и компетентность. Оценка должна быть настолько комплексной, чтобы определить наличие у претендента необходимого объема профессиональных знаний, навыков и ценностей, а также этического уровня, требуемого для компетентного выполнения функций специалиста по аудиту.

Далее остановимся на вопросе применения МСО в подготовке и повышении квалификации ПБ в системе ИПБ России.

В соответствии с IES (МСО) 1-7 в ИПБ разработан и в установленном порядке утвержден Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России (СОПБ)

(протокол заседания Совета по профессиональному образованию ИПБ от 22 сентября 2005 г. № 02/05), содержащий следующие разделы:

- введение;
- начальные требования к программе образования ПБ (в системе ИПБ реализуются программы подготовки и аттестации ПБ объемом 240,280, 500 часов; в ближайшее время будет введена в действие программа объемом 120 часов);

- содержание ПОПБ:

- профессиональные навыки; -профессиональные ценности, этика и отношения;

- требования к практическому опыту;

- оценка профессиональных возможностей и компетентности;

- непрерывное профессиональное развитие;

- перечень основных терминов и определений, используемых в стандарте.

Начальные требования к ПОП Б содержатся не только в СОПБ, но и в Положении о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, утвержденном Президентским советом.

Все программы, разработанные ИПБ России, соответствуют СОПБ, а значит, и IES (МСО) 1-7. Система повышения квалификации в ИПБ также построена на основе требований Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров МФБ.

Положение о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России (далее - Положение о повышении квалификации) в новой редакции, соответствующей СОПБ, утверждено Президентским советом 2 июля 2006 г.

В Положении о повышении квалификации продекларированы следующие цели постоянного повышения квалификации членов ИПБ России:

- поддержание и повышение уровня специальных знаний и профессиональных навыков, которыми обладают ПБ;

- помощь бухгалтерам в применении новых методов бухгалтерского учета и знаний специальных дисциплин, в понимании экономических процессов и оценке их воздействия на клиентов или работодателей и на свою собственную работу, а также в выполнении обязанностей в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;

- обеспечение для общества в целом разумных гарантий того, что ПБ обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для предоставления услуг.

Хочется еще раз подчеркнуть, что обязательство по поддержанию профессиональной компетентности на протяжении всей профессиональной карьеры, которое берет на себя каждый ПБ, является важным условием, позволяющим ПБ отвечать требованиям, предъявляемым сегодня к профессии.

В соответствии с Положением о членстве в ИПБ профессиональные бухгалтеры обязаны постоянно повышать свою квалификацию, осваивая новые программы объемом не менее 40 часов в год {200 часов за 5 лет). Действительные члены ИПБ России, имеющие аттестат преподавателя ИПБ России, также обязаны постоянно повышать свою квалификацию в объеме не менее 60 часов в год (300 часов за 5 лет). Члены ИПБ России, имеющие аттестат аудитора, повышают свою квалификацию в соответствии с программами и требованиями, установленными Минфином РФ.

Повышение квалификации возможно не только на основе новых коротких программ (спецкурсов), но и в другой форме, как то:

- участие в разработке нормативных документов разного уровня: федерального, регионального, отраслевого, муниципального;

-дистанционная форма повышения квалификации;

- участие в конгрессах ИПБ России:

-участие во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший бухгалтер России», организуемом ИПБ России и ТИПБ;

-участие в конференциях, круглых столах, семинарах, организуемых ИПБ России или ТИПБ;

- обучение в вузе (получение второго высшего экономического образования по экономическим специальностям);

- публикация монографий, учебников, учебных пособий, книг или статей по разделам программ подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и повышения их квалификации;

- стажировка с получением документа о повышении квалификации:

- защита докторской (кандидатской) диссертации по дисциплинам, включенным в программу подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;

- разработка проекта Методических рекомендаций или Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), рекомендованных экспертными советами ИПБ России для утверждения Министерством финансов России;

- разработка вопросов для формирования экзаменационных билетов и тестов на письменно-устный и письменный экзамены;

- активная работа в президентских советах, комитетах, экспертных советах и комиссиях ИПБ России и ТИПБ.

Количество часов по вышеперечисленным формам повышения квалификации членов ИПБ России устанавливается ИПБ России (отражено в рассматриваемом Положении).

Члены ИПБ России имеют право выбора формы и места повышения квалификации.

Прослушав спецкурс в рамках повышения квалификации и сдав зачет, ПБ получает сертификат о повышении квалификации.

При дистанционной форме повышения квалификации члены ИПБ России проходят электронное тестирование на официальном сайте ИПБ России (тест состоит из 20 вопросов; успешно сдавшим тест считается член ИПБ России, правильно ответивший не менеечем на 15 вопросов из 20: при успешном прохождении тестирования член ИПБ России получает электронный сертификат).

Члены ИПБ России, прошедшие повышение квалификации по программам CIPA, АССА и другим аналогичным программам, могут получить сертификат ИПБ России при условии прохождения тестирования по соответствующим курсам.

Члены ИПБ России, не повышающие ежегодно свою квалификацию, не вправе претендовать на получение аттестатов ИПБ России на новый срок, и их членство в ИПБ России приостанавливается.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональный бухгалтер работает в чрезвычайно динамичных условиях, в постоянно меняющейся обстановке. Поэтому последовательное обучение на протяжении всей профессиональной карьеры оказывается важнее любого, даже самого полного, знания, полученного единовременно.

Чтобы поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, отвечающем современным требованиям учетной практики и законодательства, ПБ должен в течение всей своей карьеры заниматься непрерывным профессиональным образованием (повышением квалификации).

Разумеется, само по себе непрерывное профессиональное образование не гарантирует, что все члены ИПБ будут всегда оказывать услуги на высоком профессиональном уровне. Кроме того, нет гарантии, что каждый прошедший программы повышения квалификации получит все связанные с этим преимущества. Многое здесь зависит от индивидуальных качеств человека и его способности обучаться. Тем не менее, практика показывает, что ПБ, которые не обновляютспециальные и общие знания, часто не могут компетентно выполнять свою работу. Отметим еще раз, что, несмотря на определенные ограничения, присущие любой программе непрерывного профессионального образования, постоянное профессиональное развитие является необходимым условием поддержания общественного доверия к бухгалтерской профессии.

Организация непрерывного профессионального образования находится в ведении профессионального объединения бухгалтеров (ИПБ и ТИПБ), которое должно своим членам:

- разъяснять необходимость постоянного совершенствования компетентности и непрерывного профессионального образования;

- рекомендовать различные формы непрерывной образовательной деятельности;

-устанавливать минимальную продолжительность или иные способы подтверждения непрерывности профессионального образования;

-создавать условия для непрерывного профессионального образования для своих членов;

- обеспечивать контроль за качеством обучения по программам повышения квалификации;

- применять санкции к ПБ в случае невыполнения ими обязанности непрерывного повышения квалификации.

Каждый профессиональный бухгалтер, имеющий квалификационный аттестат ИПБ России, кроме структурированной переподготовки должен систематически повышать свою квалификацию дополнительно к аудиторным учебным часам путем:

- изучения законов, правил (стандартов), инструкций и других нормативных актов, анализа вносимых в них дополнений и изменений;

- изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения бухгалтерского учета, анализа и аудита;

-участия в семинарах, конференциях, симпозиумах;

- участия в работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных курсов по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту и др.;

- повышения компьютерной грамотности путем использования современных технологий ведения бухгалтерского учета, информационных систем, профильных информационных сайтов в сети Интернет, в том числе сайтов ИПБ России и ТИПБ

Значимость ИПБ России и его территориальных институтов (то есть всей системы ИПБ) несомненно будет повышаться, как повышается с каждым годом в мире значение Международной федерации бухгалтеров, которая, как заявил Президент IFAC Фермин дел Валье, «признает лидирующую роль ИПБ России и поддерживает намерение института укреплять и развивать бухгалтерскую профессию» .

Минфин РФ также активно «поддерживает деятельность Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России по созданию системы и осуществлению профессиональной аттестации, видя в ней механизм подтверждения профессиональной пригодности, современного уровня знаний и навыков, приверженность высоким этическим нормам профессии» .

Тем самым Минфин РФ разделяет позицию ИПБ России и Международной федерации бухгалтеров относительно необходимости применения Международных стандартов образования в деле подготовки и повышения квалификации ПБ.

По мнению автора статьи, для того, чтобы МС О стали фундаментом профессионального образования бухгалтеров в России, необходимы согласованные действия Минобрнауки, Минфина РФ и ИПБ России по разработке новых образовательных стандартов для подготовки бакалавров (по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и магистров (по соответствующим магистерским программам). Кроме того, для обеспечения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и повышения ответственности ПБ за состояние учета перед обществом, работодателями, собственниками и клиентами целесообразно в законе о бухгалтерском учете, проект которого в настоящее время рассматривается в Госдуме, закрепить обязательное членство главных бухгалтеров «публичных» компаний (бухгалтерская отчетность которых подвергается обязательному аудиту) в профессиональной организации, аккредитованной (в части подготовки и аттестации ПБ) при Минфине России.

Соблюдение этих условий, с одной стороны, будет служить доказательством применения Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров, с другой - послужит залогом повышения престижа и успешного развития бухгалтерской профессии в России.

Пожелаем всем профессиональным бухгалтерам быть преданными своей профессии и профессиональному сообществу- ИПБ России, объединившему бухгалтеров, аудиторов и финансовых менеджеров (директоров), то есть всех тех, от кого зависит состояние бухгалтерского учета и достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности российских организаций.

 примечания

1. URL: http://vvww.ifac.org.
2. Фадейкина Н.В. Концепции и программы подготовки и повышения квалификации бухгалтеров бюджетных учреждений: опыт ИПБ России. Новосибирск: САФБД, 2008.402 с.
3. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров // МФБ (русский перевод). URL: http://www.uacaa.org.ua/rus/ifac/.
4. Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России. URL: http://www.ipbr.ru.
5. Положение о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. URL: http:// www.ipbr.ru.
6. Положение о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России. URL: http://www.ipbr.ru.
 

© 2010 МИСБФМ
веб дизайн студия AZ Solutions:
разработка сайтов, продвижение сайтов

Новосибирск, ул. Гоголя, д. 235/1
Телефон: 299-39-74, 279-21-03

Реквизиты, схема проезда, написать письмо 176794054 - онлайн-консультация